Контактор - электромеханическое изделие для построения электрических схем(цепей).
Основными элементами контактора являются силовые контакты, катушки управления и дополнительные(сигнальные) контакты.
Силовые контакты замыкают, либо размыкают силовую цепь, Катушка управления изменяет положение силовых контактов при подаче на нее управляющего напряжения(сигнала) после пропадания напряжения на управляющих контактах силовые контакты возвращаются в изначальное положение. Дополнительные контакты являются частью цепи сигнализации и замыкаются(размыкаются) в зависимости от положения силовых контактов, сигнализируя о текущем состоянии контактора. Также, дополнительные контакты могу использоваться как электрическая блокировка в реверсивных сборках.
Основными параметрами при подборе контактора являются:
- Количество и формула полюсов. Количество полюсов от одного до четырех, каждый полюс может быть либо нормально открытым, либо нормально закрытым. Также встречается комбинация нормально открытых и закрытых контактов в одном корпусе. При выборе контактора следует обратить внимание, что ток, указываемый в названии берется для нагрузки типа AC3, для нагрузок AC2 и AC1 допускаются большие значение коммутируемого тока.
- Напряжение катушки управления. Это разность потенциалов, которую требуется подать на контакты катушки управления для того, чтобы контактор замкнул(разомкнул) силовую цепь. Катушка может быть рассчитана как на определенное напряжение, так и быть универсальной, охватывая широкие диапазоны значения напряжений.
- Корпус контактора, как в общепромышленном исполнении, так и для монтажа на DIN-рейку.
- Наличие и конфигурация дополнительных контакторов.
Контакторы применяются для пуска, электродвигателей, в том числе для создания реверсивных сборок, с использованием механической блокировки, для размножения одного сигнала на несколько гальванически развязных, для коммутации больших токовых нагрузок при помощи слаботочных сетей.
Контактор ошибочно может называться пускателем. Пускатель - специализированная сборка для пуска электродвигателей, в состав которой входят как элементы коммутации - контакторы, так и элементы защиты - тепловые реле, автоматы защиты двигателей.